блог галины Баевой

Советский общепит: от детского сада до института

Тема: Разное

Согласно коммунистической идеологии, люди первого в мире Советского государства должны были питаться в общественных столовых. Свободная советская женщина должна была быть освобождена от «кухонного рабства», т.е. от необходимости проводить много времени за плитой, наготавливая пищу для всего семейства. Ради этого освобождения Советское Государство фактически обязывало свободную советскую женщину работать полный день на производстве, так что времени на готовку фактически не оставалось. Впрочем, в идеале – женщина действительно реализовывала себя в общественно значимом труде, получая общественное признание в виде карьеры и денежного вознаграждения. Не будем здесь обсуждать наличие фактической «второй» домашней смены работающей женщины, что имело в т.ч. демографические последствия в виде отказа женщин от многодетной модели семьи.

В идеале, наоборот, государство и общество брали на себя задачу прокормления подрастающего поколения во внедомашних социальных учреждениях, где дети проводили большую часть своего времени. Таким образом, дети, по замыслу прекраснодушных идеологов, должны были получать полноценное питание вне зависимости от фактического социального неравенства.

Во многом модель питания подрастающего поколения оказалась востребованной и в нынешней России. Вместе с положительными сторонами этой модели, организация питания детей вне дома  унаследовала и отрицательные стороны, которые усугубились рыночной экономикой.

Питание в  советском детском  саду

Я пошла в детский сад в свои три года. Работающие мамы были вынуждены отдавать детей в социальные учреждения, где за детьми осуществлялся надзор, кормление и советское воспитание. Первый детский сад я помню плохо. Во-первых, я была слишком мала. Во-вторых, я постоянно болела, так что фактически проводила больше времени дома, чем в саду. Надо сказать,  детский сад не нравился ни мне, ни родителям, так что когда представилась возможность обменяться детскими садами, они ею воспользовались. Меня приняли в детский сад прямо напротив нашего дома. В этом детском саду я провела свое дошкольное детство, причем вспоминаю я его с благодарностью.

Тут следует пояснить, что детские сады давали от предприятия. Никакого свободного выбора не было. В результате, первый детский сад был расположен рядом с заводом, где работал отец. Добираться туда было неудобно и долго. Но люди находили выход, а советское государство на многие социальные маневры своих граждан смотрело сквозь пальцы. Таким выходом в данном случае был обмен: место в детском саду обменивалось с желающим. Я оказалась в детском саду, прикрепленному к часовому заводу, а мальчик, с родителями которого мои родители совершили обмен, пошел в детский сад завода ЗИФ.

В детском саду кормили 3 раза: был завтрак, обед и полдник. Предполагалась, что ужин дети получат дома. Содержание в детских садах не было бесплатным, но стоило не слишком дорого.

На завтрак детям традиционно подавалась молочная каша: манная, пшенная, «дружба», рисовая, изредка омлет или творожная запеканка. На столе обязательно присутствовал хлеб, на завтрак обычно подавали батон нарезной. Пили сладкий чай или какао. Насколько я помню, я была равнодушна к кашам, но особого отвращения они у меня не вызывали. Омлет и запеканку я любила.

Обед обязательно состоял из трех блюд. На первое – жидкое блюдо. Это могли быть: молочные супы – та же каша, но не густая, а жидкая, когда в кипяченом молоке плавали разваренные крупы (пшено или рис) или макаронные изделия (рожки, лапша). Картофельный мясной суп: жидкое блюдо на мясном бульоне с нарезанным соломкой картофелем и обязательной морковно-луковой пассеровкой, которую я терпеть не могла. Щи: первое блюдо на мясном бульоне с капустой. Борщ – щи со свеклой. Рассольник: что-то в виде супа с перловой крупой и соленым огурцом. Если предыдущие блюда я считала разной степени съедобности: от вполне съедобных молочных супов до мало-съедобного картофельного супа (из-за пассеровки), то рассольник проходил по категории несъедобных блюд. Я его просто не ела. Из щей-борщей я старалась выловить чешуйки вареного лука,  я их тоже принципиально не ела. Из супа выловить мелко-порезанный лук было проблематично, поэтому я пыталась выхлебать бульон, оставляя лук в тарелке. Порционные куски мяса я смаковала, разделяя мясо на жилки.

Вторым блюдом на обед обязательно подавали  мясное блюдо: котлеты, шницели, бифштексы, ежики и некие зразы.  Их отличия между собой оставались для меня загадкой. Ибо это была масса  из фарша, запанированная в сухарях. Я понимала лишь, что ежики – это котлеты с рисом, а «зразы» — некая несъедобная вещь, уже не помню, почему я их не ела. Остальные котлетные блюда отличались лишь формой: котлета – овальная, шницель – приплюснутый с большим количеством панировки, бифштекс – крупнее котлеты. Также могли готовить «гуляш» — тушеное резаное мясо в соусе.  Гарниром к мясному блюду выступали: картофельное пюре, отварной рис, отварные макароны, тушеная капуста. На третье в обед обязательно подавали компот из сухофруктов. Компот я любила, но жалела, что сухофрукты составляли до трети стакана. Так же на обед подавали «черный» хлеб. Все дети охотились за горбушками, которые считались самой вкусной частью хлеба.

На обед часто заглядывала заведующая дет. садом. Она традиционно произносила «приятного аппетита», на что мы, все хором отвечали: «Здравствуйте. Садитесь с нами кушать».

На полдник нам выдавали стакан кипяченого молока с печеньем или вафлями, хорошо если без пенки, которую я тоже терпеть не могла, в отличие от пенки на какао. Ее я любила. Впрочем, пенку не возбранялось собрать ложкой и выкинуть. Так же могли подать стакан кисло-молочного напитка или того же какао. Помню, что повара выпекали пирожки. Почему-то я терпеть не могла пирожки с мясом, хотя мяса мне в детстве явно не хватало. Я буквально тряслась над отварными кусками говядины в детском саду, а дома дочиста обгладывала кости.

В целом, несмотря на то, что я была малоежкой, дет.садовская еда, за исключением отдельных блюд, мне казалась вполне ничего. Пищевого насилия от воспитателей я не помню, хотя они и следили, чтобы я съедала всю порцию полностью.

По моим воспоминаниям, в дет.садовском рационе почти полностью отсутствовали овощи-фрукты, которые если и попадали на стол, но в переваренном виде (тушеная капуста или морковно-луковая пассеровка). Никаких соков, салатов, и свежих фруктов, даже таких дешевых как яблоки, нам не полагалось.

Питание в советской школе

За свое детство я сменила три школы, что в советское время отнюдь не было нормой. Дети приписывались к школам согласно территориальному принципу, а я всю свою школьную жизнь прожила на одном месте.

Начальная школа оказалась переполненной, поэтому срочно была построена еще одна школа рядом с домом. Но в ближней школе я не училась. Третий класс, когда меня должны были перевести в ближнюю вновь-построенную школу, я отучилась в школе старой. У меня был хороший контакт с учительницей начальных классов,  я была лидером своего школьного класса, отлично училась, и родители написали заявление, чтобы я закончила начальный курс в привычной обстановке. Школа пошла им навстречу.

В четвертый класс я пошла в спортивную школу, ибо почти профессионально занялась плаванием. В спорт-классе я отучилась два года, после чего заявила, что плавание бросаю, и хочу учиться в другой школе. Родители вняли моим доводам, но договорились об обучении со школой, которую закончила моя старшая сестра. У меня был почти отличный аттестат, и школа приняла меня, хотя по территориальному принципу я к ней не относилась. Эту школу я  закончила с золотой медалью в 1986 г.

Организация школьного питания во всех школах была почти одинаковой. В школах имелись школьные столовые, где повара готовили горячие блюда, а также буфет со всевозможной выпечкой. В начальной школе – с 1 по 3 класс – обед в школьной столовой был обязательным, и родители сдавали деньги, по-моему, по рублю в неделю. Начиная с 4 класса, питание детей полностью оставалась на совести родителей. Обычно родители давали мелкие суммы денег детям на обед и буфет, а также  бутерброды и яблоки с собой.

Школьное меню мало отличалось от  дет.садиковского: каши, супы-борщи, разнообразные изделия из рубленого мяса с углеводистыми гарнирами, те же напитки (чай, какао, компот, топленое молоко). Однако качество приготовления было не просто плохим, а отвратительным. Первые блюда напоминали помои. Слипшиеся макароны, слипшийся рис, водянистое картофельное пюре.  Котлеты не столько из мяса, сколько из хлеба. Вонючая тушеная капуста.

Однако были  отличия. Во-первых, в меню присутствовали салаты. Во-вторых, в буфетах имелась выпечка. И соки. Причем, если горячие блюда есть было невозможно, то выпечка была реально вкусная. Вспоминаются треугольные пирожки с повидлом «водолазы», обычные пирожки с повидлом, луком и яйцом, с капустой. Стоила выпечка натурально копейки: 5 копеек пирожок, 8 копеек – «водолаз». Продавали коржики, сухой торт «пионерский» порционными кусочками, кексы с изюмом, ромовые бабки. Коржики и «пионерский» торт я не любила, а вот все остальное ела с удовольствием, но это было далеко не каждый день.

Организация школьного питания была так себе. В начальной школе нас всех после 3-его урока отводили в столовую, где дежурный класс накрывал на столы. За 15 минут перемены поесть готовые блюда вполне можно, но…  Накрывали на столы сильно заранее, поэтому дети вынуждены были есть уже остывшую еду. Если учесть, что качество приготовления тоже страдало, то мне казалось, что я выбрасываю родительские деньги в мусорку. Это меня сильно расстраивало, но есть школьную пищу было выше моих сил.

С 4 класса, когда принудиловка закончилась, кроме плохого приготовления блюд, присоединились следующие проблемы: за время большой перемены многие школьники физически не успевали покушать, ибо создавалась нерегулируемая толкотня и очереди.

В буфетах за вкусную выпечку шла натуральная война: старшеклассники просто отпихивали нас, малявок и тонкокостных девчонок, в сторону. Высокие парни передавали деньги через головы младшеклассников и девчонок.  Пробиться через толпу оказывалось невозможным. А потом звонил звонок, и мы голодные бежали на урок.

Проще было за время перемены поесть то, что приносили из дома, т.е. в сухомятку зажевать бутерброд или скушать яблоко, запивая водой из фонтанчика.  Дети часто делились принесенной едой друг с другом, запросто откусывали по очереди от одного бутерброда или яблока. Да что, нормальным считалось пожевать дефицитную жвачку, а потом дать пожевать другу.

Надо сказать, что в школьную столовую я не ходила, буфет мне оказывался недоступным, а бутерброды готовить было не из чего по причине отсутствия в продаже сыра и колбасы. В сезон я брала традиционные яблоки, но в остальном я оставалась голодной все время нахождения в школе, т.е. с 8 утра до 15 дня.  Не удивительно, что в подростковом возрасте я дошла до голодных обмороков. Конечно, не малая доля ответственности лежала на моих родителях, но они тоже были жертвами традиций, поэтому винить их в чем-либо у меня не поворачивается язык.

Питание советских студентов

После школы я поступила в медицинский институт, находящийся в другом городе. Так я столкнулась с необходимостью самостоятельно организовывать свой быт в условиях советского дефицита продуктов, нехватки времени и неумения готовить. Понятно, что еда в общепите занимала немалое место в моем рационе.

Организация питания студентов исходила из принципа «сытое брюхо к ученью глухо». Негласно считалось, что студенты должны питаться исключительно духовной пищей, пренебрегая подпиткой телесной. Анекдоты о голодных студентах создавались отнюдь не на пустом месте.

Меню студенческой столовой было стандартным, но качество питания было отвратным даже по сравнению со школьным. Время на прием пищи для студентов просто не выделялось. По счастью, Рязанский мед. институт, в котором я училась, был разбросан по всему городу, и во время переезда мы умудрялись заскочить в буфеты и кафешки, и наспех поесть.

Этот блог читают 3875 женщин,
пока стоят в фартуке на кухне. Читай и ты.
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5:

Заряд жизни. Блог Галины Баевой.
© 2015 Заряд Жизни Блог Галины Баевой.
Информация на сайте носит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный характер и НЕ ПРИЗЫВАЕТ к самостоятельному лечению. Консультируйтесь у квалифицированного врача.