блог галины Баевой

Советские алкогольные традиции: самогоноварение

Тема: Разное

Алкоголь был постоянным спутником жизни советских людей. Это была альтернативная валюта, которой оплачивались мелкие услуги. Без алкоголя не мыслилось ни праздничное застолье, ни встреча гостей. Рабочие корпоративы (а они тоже были в советское время, хоть так и не назывались) и прием высокого начальства обязательно сопровождался выпивкой. Далее о культуре пития в советское время. Начнем с традиции самогоноварения.

По воспоминаниям моей матери, традиции злоупотреблять алкоголем в послевоенной деревне не было. Все молодежные посиделки, гулянки под гармошку с песнями и танцами были исключительно на трезвую голову. Позднее деревня спилась вчистую, но это были уже 70-80-е годы.

Алкоголизации населения способствовало хождение алкоголя в качестве альтернативной «валюты», которой расплачивались среди «своих» за мелкие услуги.

Система помощи по хозяйству и решения бытовых услуг с Советском Союзе была практически не развита, однако такая помощь требовалась очень часто, особенно в послевоенной деревне, где женщины остались без мужской физической силы, а выживали за счет личного подсобного хозяйства и огорода. Если женщине требовалось вскопать целину, накосить сено или нарубить дров, то на помощь приходил мужчина-сосед, но не за просто так. И это был вовсе не секс. Деньгами подобную помощь оплачивать было не принято, тем более в деревне денег на руках у населения практически не было. Помощь оплачивалась алкоголем. Стандартная расценка — это «пол-литра» — бутылка водки или самогона. Вино считалось «дамким» напитком и в качестве валюты не использовалось.

В деревне (и в городе) многие занимались самогоноварением. По советским законам, это было преступление, за которое полагалась конфискация самогонного аппарата, всего запаса спиртного и нехилый денежный штраф. Не имело значение, гнался ли самогон для личного употребления или на продажу (полагаю, что если доказывали продажу самогона, там светила дополнительная статья за «нетрудовые доходы»). Выкручивался народ по-разному. Так, по воспоминаниям отца, в его деревне в Брянской области самогонный аппарат ставился в овраге на околице, а присматривать за процессом приставлялся мальчик-подросток. Таким образом, аппарат был как бы «ничей», а подростки не подлежали наказанию. Разумеется, вся деревня знала, чей аппарат стоит в овраге, но по коллективной ответственности старательно делали вид, что ничего не происходит. Чужой аппарат, как и самогон не трогали, ведь сегодня самогон гнал сосед, а завтра – настанет твоя очередь.

В городах самогон старались гнать поздно ночью, чтобы избежать внимания соседей. Очень хорошо помню, как метался мой отец далеко заполночь, когда у нас под окнами остановился милицейский УАЗик. Попасться с самогоном значило навлечь на себя кроме штрафа еще и общественный позор и исключение из партии, чего советский человек боялся больше потери денег.

Пара анекдотов на эту тему.

В Голливуде конкурс фильмов-триллеров. Ведущий объявляет: Третье место: фильм об акуле-убийце «Челюсти»! Второе место: фильм об оживающих мертвецах «Ночь живых трупов»! И первое место занял советский фильм ужасов «Потеря партбилета».

Анекдот – не анекдот, но «городская легенда», был такой жанр советского городского устного фольклора. Истории передавались из уст в уста, но, в отличие от анекдота, считались происходящими «на самом деле».

            Мужику дали зарплату одними рублями. Пришел он домой и решил жене сюрприз устроить: начал деньгами ковер на полу выкладывать. Тут – хоп! – сосед заходит, спрашивает: «Ты что делаешь?». Мужик-юморист, отвечает: «Да, я тут деньги напечатал. Сушу их на полу». Сосед ушел к себе, да стукнул в ментовку. Приезжают менты с обыском, мол, мил человек, на тебя тут сигнал, что ты – фальшивомонетчик. Мужик сразу смекнул, кто на него стукнул и говорит: деньги-то я печатал, а машинку для печати мне сосед дал. Менты к соседу. Машинку для печатания денег не нашли, зато самогонный аппарат обнаружился с запасом самогонки. Ну, а мужику ничего не было, деньги-то настоящие, еще и благодарность получил за наводку на самогонщика.

Теперь уже анекдот на самогонную тему.

            Выступает лектор о вреде самогона. Товарищи! Самогон – зло! Самогон – отрава! Самогон гнать надо, товарищи!

Самогон позволял экономить на покупке магазинного алкоголя, который стоил немало по советским меркам, а необходимость в нем была большая, как для проведения семейных праздников, так и для оплаты мелких бытовых услуг. Бутылка водки (пол-литра) стоила 4 р.12 коп, т.е. на зарплату в 120 руб. можно было купить 30 бутылок. Одной бутылкой застолье не обходилось, ибо от хороших хозяев гость на своих ногах не уходит, так что самогон был большим подспорьем.

Забулдыги в поисках дешевого пойла очень часто пользовались точками нелегальной продажи самогона, которые называли «шинок». Содержали шинки одинокие женщины, часто преклонного возраста. Для них это был источник дополнительного дохода, потому что пенсии в советское время были очень маленькие. Так одна моя бабушка получала пенсию в 40 руб., а другая – 25 руб. Причем, колхозникам пенсии стали платить лишь с 1964 года. Естественно, адреса шинков передавались по «сарафанному радио», т.е. из уст в уста. Возможно, участковым платили за то, что бы они «закрывали глаза» на незаконную деятельность, не знаю. Про шинки и шинкарщиц ходили слухи, что они в погоне за выгодой, добавляют в самогон различные отравляющие вещества, чтобы опьянение наступало быстрее и с меньшей дозы. Я сама слышала историю, что якобы  шинкарки добавляют в самогон дихлофос, но, думаю, это тоже «городская легенда».

Советское общественное мнение считало, что социально адаптированный мужчина, пусть и пьющий, в шинок за самогоном не пойдет. Самогон из шинка – это удел опустившихся пьяниц и алкашей. Для женщины тем более считалось моральным падением пить самогон из шинка. Пить собственный, выгнанный собственноручно самогон и угощать им друзей и родственников не возбранялось, хотя уважение требовало начинать застолье магазинной водкой. А вот уже потом, в процессе, если алкоголя не хватало, можно было достать заначку с самогоном. Приличия требовали выставлять самогон не в банках, а в магазинной бутылке с фирменной этикеткой. Часто бутылки из-под алкоголя с завинчивающими крышками, особенно элитного или дорогого импорта, не выбрасывались, а использовались в качестве тары для домашнего самогона, чтобы именно в таком виде поставить его на стол. Предупреждать или не предупреждать гостей, что выставленный алкоголь домашнего изготовления решалось хозяином в процессе застолья. Часто хозяин знал вкусы гостей и, исходя из этого, выставлял бутылку с самогоном. Были люди, которые самогон не пили, тогда либо застолье прекращалось, либо посылали гонца в магазин за добавкой. Иногда гостей не предупреждали, что в бутылке из-под кубинского рома, к примеру, выставлено домашнее пойло. Этакий веселый розыгрыш, когда гость лишь выпив, понимал, ЧТО принял на грудь.

В качестве подарков значимым лицам самогон не использовался, хотя в 90-е годы отец «благодарил» врача-травматолога бадьей самогона, но это было личное желание доктора. В 90-е годы в магазинах продавалась много некачественного алкоголя, т.н. «паленки», и домашний проверенный самогон был безопаснее.

В нашей семье самогон гнали из некондиционного картофеля. Для брожения использовались хлебопекарные дрожжи и сахар. Один раз была попытка выгонки самогона из сахарной свеклы, но он оказался таким противным на вкус, что на этом эксперимент закончился. К сожалению, я по своему антиалкогольному настрою никогда не вникала в детали самогоноварения.

Хорошо помню, как в один из дней отец вытащил трех-литровую банку с самогоном из схрона, понес в зал, и тут из банки вывалилось дно. Отец был в шоке. Он впал в оцепенение, глядя на заливающую пол драгоценную жидкость, а я принесла половую тряпку и стала убирать следы преступления. Что характерно, пол, а также полированная мебель покрылись восковым налетом, который не оттирался в течение почти пол-года, и все это время я показывала на этот восковой налет и твердила отцу: «Гляди! Точно такой же у тебя в желудке и кишках!» Надо сказать, отец впечатлился и какое-то время почти не пил, но потом алкогольная традиция победила.

Кроме самогона, народ занимался изготовлением фруктовых и ягодных вин. У любой хозяйки время от времени закисали банки с вареньем, которые отправляли перекисать дальше, предварительно надев на горлышко вместо крышки резиновую перчатку. Одно из детских воспоминаний, как забродило малиновое варенье, и отец оставил его перекисать дальше. Однако что-то пошло не так, и в варенье завелись мушиные личинки, которые дополнили естественное брожение своими продуктами переработки варенья. Отец с грустным видом процеживал «малиновый ликер» через марлю, а я хохотала, видя его тщетные усилия спасти испорченный продукт.

Еще один анекдот по случаю.

У одной женщины был муж забулдыга. Пошла она просить совета к знахарке, как мужа от водки отвадить. Та говорит: насыпь ему тараканов в вино. Встречаются они. Знахарка спрашивает: ну как? Жена: он вино через марлю процедил и опять пьет. Знахарка говорит: Тогда опарышей ему в вино насыпь. Встречаются.  Жена говорит: он опарышей пинцетом вытащил и опять пьет. Знахарка: Тогда самый крайний вариант – брось ему дохлую кошку в бадью. Встречаются. Жена рассказывает: захожу на кухню. Там муж кошку отжимает и приговаривает «ну, киска, ну дай еще рюмашечку».

В другой раз наш «малиновый ликер» загустел до консистенции мармелада. Его можно было резать ножом или подавать в качестве «пьяного» десерта. Разумеется, гораздо чаще эксперименты с ягодными винами проходили успешно. Многие специально выделывали ягодные и фруктовые вина по своим домашним рецептам. Потом домашний алкоголь торжественно потреблялся за столом в кругу друзей и родственников. Часто это были праздничные дегустации, где хозяйка хвалилась своими алкогольными удачами, а гости оценивали успехи, смаковали домашнее вино и сравнивали разные рецепты.

Домашние вина также выставлялись на стол в красивых бутылках из-под элитного или импортного магазинного алкоголя, которые не выкидывались, а использовались вторично. Никто и подумать не мог принести на стол трехлитровую банку домашнего алкоголя. Это было бы расценено, как вопиющее неуважение к гостям.

Продолжение следует.

Этот блог читают 3875 женщин,
пока стоят в фартуке на кухне. Читай и ты.
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5:
Заряд жизни. Блог Галины Баевой.
© 2015 Заряд Жизни Блог Галины Баевой.
Информация на сайте носит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный характер и НЕ ПРИЗЫВАЕТ к самостоятельному лечению. Консультируйтесь у квалифицированного врача.